"...- Напомню, что в СССР было запрещено предпринимательство, в том числе творческое, - говорит Евгений Сафронов, главный редактор информационного агентства InterMedia. - Исполнители, как и все творческие работники, состояли либо на службе в госучреждениях, либо в так называемых творческих союзах и других структурах, подчиненных государству. Получали твердую ставку и гонорары за выступления по тарифам, утвержденным властями разных уровней. Право на самые высокие ставки устанавливали в Министерстве культуры СССР. Система негибкая и заскорузлая, одной из главных проблем тогда действительно была несправедливая оплата. Государственная концертная система и особенно фирма «Мелодия» уже в 1970 - 1980-х зарабатывали на самых популярных артистах в сотни раз больше, чем выплачивали им в качестве гонорара.
Отчасти эта несправедливость компенсировалась плюсами социализма: помимо заработков на уровне генералов и академиков творцы щедро обеспечивались бесплатно или на льготных условиях квартирами, мастерскими, дачами, автомобилями и др. Власти также нередко закрывали глаза на серьезные нарушения тогдашнего жесткого законодательства в сфере культуры. И для артистов открывались лазейки для не совсем законных доходов.
Однако заявить, что поп-артисты в СССР «содержали страну», может только человек, не знакомый с арифметикой. Даже еще в 1980-х СССР был второй экономикой мира, и доходы от музыки были не особо заметными в гигантском союзном бюджете. И, конечно, отметим огромные вложения этих доходов в сферу культуры: это музыкальное образование, широчайшая поддержка художественной самодеятельности, обеспечение тех же звезд репетиционными базами, аппаратурой, строительство концертных залов, театров, инфраструктуры... Системы такого масштаба не было нигде в мире. Заметная доля денег шла и на развитие молодых талантов, поддержку тех творческих работников, кто еще не был известен и востребован. Так что можно сказать, что поступления от концертов Аллы Пугачевой, Юрия Антонова, Валерия Леонтьева, «Машины времени», «Самоцветов», «Землян» де-факто шли на развитие культуры, оставались в отрасли.